Ратсхоф — старый немецкий квартал Калининграда

Ратсхоф, который носит в народе название «Вагонки», — это один из трёх более или менее сохранившихся старых немецких районов Калининграда. Такие районы несложно вычислить по брусчатке на улицах, старым домишкам, иногда даже деревянным, и милой провинциальной атмосфере. Правда, последнее довольно условно: сегодня немецкие кварталы старого Кёнигсберга медленно, но верно ветшают, а старые дома сменяют стилизованные частные новоделы.

Ратсхоф

Здесь до сих пор в ходу немецкая нумерация, которая часто сбивает с толку приезжих.

Ратсхоф расположен меж проспектом Мира и Преголей и ещё в начале прошлого века считался пригородом. Как раз на смену веков пришёлся период его бурного развития: здесь стали селить семьи рабочих вагоностроительного завода. До того это было не более чем место отдыха в пригородной зоне с ручейком и парком. Но к двадцатым годам район был застроен домами немецкого образца с дешёвым жильём, которые можно видеть тут и по сей день.

Это двухэтажные строения, обычно с одной парадной на 4 семьи, общим палисадничком и в окружении старых деревьев — следов концепции «города-сада», согласно которой район застраивался. Здесь до сих пор в ходу немецкая нумерация, часто сбивающая с толку приезжих: каждая парадная одного длинного дома имеет свой номер. Поэтому и сам дом обозначен, к примеру, не «ул. Литейная, 10», а «ул. Литейная, 10—18».

Можно увидеть в Ратсхофе и более дорогие старые особнячки, тоже небольшие, но когда-то частные, элитные, со сложноскатными крышами, кокетливыми слуховыми оконцами и печными трубами. На каких-то сохранились выступающие деревянные балки, «наш» фахверк, а на каких-то — таблички «Дом образцового содержания».

Центральная артерия Ратсхофа — Вагоностроительная улица. А главные достопримечательности его сегодня — это школа Шеффнера (1910 г.), несколько жилых домов в квартале Вагоностроительной улицы и улицы Радищева и, конечно, бывшая кирха Христа 1937 г. постройки. Это довольно большое здание прямоугольной формы с бывшей колокольней без купола, которая очень напоминает заводскую трубу. Во время Второй мировой войны оно сильно пострадало, было существенно перестроено и сегодня совершенно не похоже на церковь — скорее, на вагонное депо. Что вполне естественно: сразу после победы постройку передали вагоностроительному заводу, и здесь был открыт дом культуры для рабочих. Все эти годы с поправкой на специфику оный (тоже «Вагонка», даже в официальных источниках) был самым популярным клубом города, а после перестройки его овеяла и андеграундная слава. В новое время клуб сделался площадкой для проведения крупнейших городских рок-концертов.

В 2010 г. «Вагонку» передали РПЦ, так что в ближайшее десятилетие, похоже, её ждёт судьба превратиться из концертного зала обратно в церковь.

Add Comment

Required fields are marked *. Your email address will not be published.